Проведение психолого-педагогической экспертизы имеет своей основной целью компетентную помощь эксперта при разрешении различных спорных ситуаций, связанных с детьми и их родителями (или ближайшими родственниками) и выявление истинных намерений каждой стороны по отношению к ребёнку.
- Как подготовить ребенка к проведению психолого-педагогической экспертизы в Санкт-Петербурге
- Чаще всего подобной ситуацией является бракоразводный процесс и определение места жительства/порядка общения с ребёнком;
- Однако, к сожалению, довольно часто встречается иная ситуация, также требующая полного и квалифицированного исследования психологического состояния ребёнка — наличие признаков оказания негативного (физического и/или психического) воздействия на ребенка со стороны отца, матери или третьих лиц.
При проведении исследования/экспертизы, направленной на выявление фактов, подтверждающих негативное воздействие на ребёнка, и определение лица, данное воздействие оказывающего, перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
- Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности (ФИО и год рождения ребёнка), соответствует ли развитие ребенка его возрасту?
- Каково психо-эмоциональное состояние (ФИО и год рождения ребёнка) в настоящее время? Имеются ли у ребенка признаки психологической травмы, насилия? Если, да, то чем это вызвано?
- Каково отношение (ФИО и год рождения ребёнка) к родителям в целом и к каждому в отдельности? К кому ребенок привязан в большей степени с учетом своего возраста и индивидуально-психологических особенностей, с кем ему наиболее комфортно?
- Имеет ли (ФИО и год рождения ребёнка) желание общаться с матерью/отцом/иным родственником, ___________ ___________ года рождения? Чем это желание обусловлено?
- Самостоятельно или под влиянием третьих лиц у (ФИО и год рождения ребёнка) сформировалось желание/нежелание общаться с матерью/отцом/иным родственником, ________, ____ года рождения?
- Имеются ли признаки оказания негативного воздействия на мнение ребенка со стороны отца, матери или третьих лиц?
- Склонен ли (ФИО и год рождения ребёнка) к фантазированию и повышенной внушаемости?
- С кем из родителей (ФИО и год рождения ребёнка) чувствует себя наиболее комфортно, учитывая характер общения с ними и взаимоотношения с каждым из них?
- Может ли проживание (ФИО и год рождения ребёнка) с матерью/отцом/иным родственником оказать негативное влияние на развитие несовершеннолетнего ребенка?
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!!! Окончательный перечень и формулировка вопросов зависит от каждой конкретной ситуации и подбирается экспертом СПбЦСЭ индивидуально.
При проведении психолого-педагогической экспертизы по указанным выше вопросам в отношении родителей осуществляется следующий порядок действий:
- Клинико-психологическая беседа.
- Наблюдение за родителем в ходе беседы и совместной деятельности с ребёнком.
- Соответствующий тест или опросник (например, опросник «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса).
При проведении психолого-педагогической экспертизы по указанным выше вопросам в отношении ребёнка осуществляется следующий порядок действий:
- Клинико-психологическая беседа;
- Наблюдение за ребёнком в ходе беседы, выполнения заданий, взаимодействия с родителей во время их совместной деятельности;
- Различные субтесты (например, «Кубики Коса», «Складывание фигур», «Повтори цифры»);
- Различные задания (например, «Сложи последовательные картинки. Составь рассказ»);
- Различные тесты (например, тест отношений А.М. Эткинда для изучения сознательных и частично неосознаваемых уровней отношений личности к членам семьи и другим значимым сторонам действительности);
- Метод цветовых выборов Люшера;
- Адаптация методики Рене Жиля для исследования детско-родительских отношений, восприятия ребенком семьи;
- Анализ представленных родителями медицинских справок и заключений о состоянии ребёнка (при наличии);
- Проективные рисунки (например, «Человек под дождем»)
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!!! Все и задания, направленные на исследование ребёнка, подбираются в каждом случае индивидуально, исходя из каждой конкретной ситуации и возраста ребёнка.
- САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ обладает ведущим психолого- педогогическим экспертом – Куликовой Марией Викторовной, имеющей высшее психологическое образование, по специальности: «Психология», квалификация: «Психолог. Преподаватель» (диплом с отличием ИВС 0039757, Санкт-Петербургский государственный университет, 2003г.); имеющей высшую квалификационную категорию по должности «педагог-психолог» c 2007 года (подтверждена согласно распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 06.02.2017 №344-р); имеющей первую квалификационную категорию по должности «методист» (согласно распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.07.2019 №1985-р), получившей повышение квалификации по программе «Актуальные вопросы современного образования» модуль «Мнемотехника в образовательном процессе в условиях ФГОС» (ГБУ ДПО ИМЦ Петроградского района, 2018), «Актуальные вопросы современного образования» модуль «Современные информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности педагога» (ГБУ ДПО ИМЦ Петроградского района, 2019), «Инструментарий реализации ФГОС: педагогические и компьютерные технологии» (АНО «Центр ДПО «АНЭКС», 2018); «Судебная и внесудебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений» (Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования, 2017); «Профилактика аддиктивного поведения молодежи» (МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015); «Современные подходы в организации образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды» (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, далее СПбАППО, 2013); по программе «Инновационные и арт-педагогические технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних» (СПбАППО, 2011); по программе «Система профилактики наркозависимости в образовательном пространстве района» (СПбАППО, 2011); по программе «Психологическая помощь при суициде, переживании болезни, горя, утраты»» (СПбАППО, 2011); по программе «Вопросы формирования установок толерантного сознания» (ГОУ ВПО РГПУ им. А. И. Герцена, 2010); получившей дополнительное образование по программе «Внедрение единого порядка межведомственного взаимодействия специалистов при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, в Санкт-Петербурге» (АНО дополнительного образования «Ресурсный центр «Врачи детям», 2012), участник семинара "Работа психолога на следственных действиях с участием несовершеннолетних" (СПб ГБОУ СО социальный приют для детей «Транзит», 2019), слушатель лекции «Специфика последствий сексуального насилия над детьми и подростками» (СПб ГБОУ СО социальный приют для детей «Транзит», 2019), имеющей опыт работы более 20 лет (включая проведение научных исследований, публикаций, психологическое консультирование, проведение психолого-педагогических обследований и составление заключений на их основании), опыт экспертной деятельности более 10 лет.