Судебная психолого-педагогическая экспертиза – комплекс мер, направленных на определение психологического состояния несовершеннолетнего в целях разрешения судебных споров.
- Кроме судебных психолого-педагогических экспертиз САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ оказывает устные и письменные консультации специалиста, досудебные психолого-педагогические исследования, а также составление Рецензий на Заключения Экспертов, которые составлены с нарушением нормативно правовых актов и методик;
- Образец Ходатайства о назначении психолого-педагогической экспертизы в Санкт-Петербурге
Чаще всего данный вид экспертизы проводится при определении места жительства ребёнка, однако психолого-педагогическая экспертиза также может понадобиться и в случае:
- Оформления и подачи документов (например, на получение визы) для несовершеннолетнего без согласия одного из родителей;
- Устранения препятствий к общению с ребенком;
- Определения порядка общения с ребенком и т.п.
В зависимости от причин проведения психолого-педагогической экспертизы, перед экспертом ставятся определенные вопросы. Таковыми могут являться:
- Каковы индивидуально-психологические особенности матери и отца несовершеннолетнего?
- Могут ли индивидуально-психологические особенности матери и отца оказать негативное влияние на психологическое состояние и развитие несовершеннолетнего ребёнка, нанести вред его психическому и физическому здоровью?
- Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего?
- Каков характер взаимоотношений каждого ребенка и чем это обусловлено (в случае, если несовершеннолетних несколько)?
- Какова привязанность несовершеннолетнего к каждому из родителей?
- Имеются ли признаки формирования одним из родителем негативного образа другого родителя, братьев, сестер?
- Какой дом – отца или матери – несовершеннолетний считает своим?
- Психологический климат, стили воспитания в семье отца или матери наиболее благоприятны для физического и психического развития ребёнка? И т.п.
Исследование в отношении матери, отца и ребёнка проводится в несколько этапов (встреч). Этапы обследования:
- Беседа, наблюдение и проведение психолого-педагогических исследований с отцом ребенка;
- Беседа, наблюдение и проведение психолого-педагогических исследований с ребенком, наблюдение за совместной деятельностью ребенка с матерью и отцом.
- Наблюдение и проведение психолого-педагогических исследований с матерью ребенка.
- Средняя продолжительность обследования у родителей – 3 часа, у ребёнка - 30 минут.
При исследовании взрослых подэкспертных используются:
- Анализ представленных эксперту материалов.
- Клинико-психологическая беседа.
- Наблюдение в ходе беседы и совместной деятельности с ребенком.
- Метод цветовых выборов Люшера.
- Цветовой тест отношений А.М.Эткинда для изучения сознательных и частично неосознаваемых уровней отношений личности к членам семьи и другим значимым сторонам действительности.
- Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Компьютерный вариант (Козырева К.С.)
- Проективная методика «Семейная социограмма» (реальный и желаемый вариант) для выявления положения подэкспертного в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса в отношении как совместно проживающих детей, так и в отношении отдельно проживающих детей. Компьютерный вариант обработки.
- Проективная методика «Человек под дождем» (или на выбор «Несуществующее животное») для изучения личностных особенностей подэкспертных.
При исследовании несовершеннолетнего используются:
- Клинико-психологическая беседа.
- Наблюдение за девочкой в ходе беседы, выполнения заданий, взаимодействия с матерью и отцом во время их совместной деятельности.
- Методика Слоссона на исследование уровня интеллекта.
- Невербальные субтесты Векслера («Недостающие картинки», «Кубики Косса», «Целое и части»).
- Метод цветовых выборов М. Люшера.
- Цветовой тест отношений А.М. Эткинда для изучения сознательных и частично неосознаваемых уровней отношений личности к членам семьи и другим значимым сторонам действительности.
- Проективная методика «Волшебная семья» для исследования детско-родительских отношений, восприятия ребенком семьи (Балькова Вероника).
- Проективная методика «Семейная социограмма» (реальный вариант) для выявления положения подэкспертного в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.
Далее психологом изучаются материалы судебного дела, производится обработка результатов исследования, их качественный и количественный анализ, интерпретация данных и осуществляется подготовка заключения.
Стоимость психолого-педагогической экспертизы зависит от количества вопросов и количества участников. Средняя стоимость 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей. Срок проведения психолого-педагогической экспертизы в САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ЦЕНТРЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ составляет от 5 до 20 рабочих дней.
- САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ обладает ведущим психолого- педогогическим экспертом – Куликовой Марией Викторовной, имеющей высшее психологическое образование, по специальности: «Психология», квалификация: «Психолог. Преподаватель» (диплом с отличием ИВС 0039757, Санкт-Петербургский государственный университет, 2003г.); имеющей высшую квалификационную категорию по должности «педагог-психолог» c 2007 года (подтверждена согласно распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 06.02.2017 №344-р); имеющей первую квалификационную категорию по должности «методист» (согласно распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.07.2019 №1985-р), получившей повышение квалификации по программе «Актуальные вопросы современного образования» модуль «Мнемотехника в образовательном процессе в условиях ФГОС» (ГБУ ДПО ИМЦ Петроградского района, 2018), «Актуальные вопросы современного образования» модуль «Современные информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности педагога» (ГБУ ДПО ИМЦ Петроградского района, 2019), «Инструментарий реализации ФГОС: педагогические и компьютерные технологии» (АНО «Центр ДПО «АНЭКС», 2018); «Судебная и внесудебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений» (Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования, 2017); «Профилактика аддиктивного поведения молодежи» (МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015); «Современные подходы в организации образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды» (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, далее СПбАППО, 2013); по программе «Инновационные и арт-педагогические технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних» (СПбАППО, 2011); по программе «Система профилактики наркозависимости в образовательном пространстве района» (СПбАППО, 2011); по программе «Психологическая помощь при суициде, переживании болезни, горя, утраты»» (СПбАППО, 2011); по программе «Вопросы формирования установок толерантного сознания» (ГОУ ВПО РГПУ им. А. И. Герцена, 2010); получившей дополнительное образование по программе «Внедрение единого порядка межведомственного взаимодействия специалистов при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, в Санкт-Петербурге» (АНО дополнительного образования «Ресурсный центр «Врачи детям», 2012), участник семинара "Работа психолога на следственных действиях с участием несовершеннолетних" (СПб ГБОУ СО социальный приют для детей «Транзит», 2019), слушатель лекции «Специфика последствий сексуального насилия над детьми и подростками» (СПб ГБОУ СО социальный приют для детей «Транзит», 2019), имеющей опыт работы более 19 лет (включая проведение научных исследований, публикаций, психологическое консультирование, проведение психолого-педагогических обследований и составление заключений на их основании), опыт экспертной деятельности – 5 лет.
Ждем Ваших обращений, будьте в руках профессионалов!