Судебная психолого-педагогическая экспертиза – комплекс мер, направленных на определение психологического состояния несовершеннолетнего в целях разрешения судебных споров.

Чаще всего данный вид экспертизы проводится при определении места жительства ребёнка, однако психолого-педагогическая экспертиза также  может понадобиться и в случае:

  1. Оформления и подачи документов (например, на получение визы) для несовершеннолетнего без согласия одного из родителей;
  2. Устранения препятствий к общению с ребенком;
  3. Определения порядка общения с ребенком и т.п.

В зависимости от причин проведения психолого-педагогической экспертизы, перед экспертом ставятся определенные вопросы. Таковыми могут являться:

  1. Каковы индивидуально-психологические особенности матери и отца несовершеннолетнего?
  2. Могут ли индивидуально-психологические особенности матери и отца оказать негативное влияние на психологическое состояние и развитие несовершеннолетнего ребёнка, нанести вред его психическому и физическому здоровью?
  3. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего?
  4. Каков характер взаимоотношений каждого ребенка и чем это обусловлено (в случае, если несовершеннолетних несколько)?
  5. Какова привязанность несовершеннолетнего к каждому из родителей?
  6. Имеются ли признаки формирования одним из родителем негативного образа другого родителя, братьев, сестер?
  7. Какой дом – отца или матери – несовершеннолетний считает своим?
  8. Психологический климат, стили воспитания в семье отца или матери наиболее благоприятны для физического и психического развития ребёнка? И т.п.

Исследование в отношении матери, отца и ребёнка проводится в несколько этапов (встреч). Этапы обследования:

  1. Беседа, наблюдение и проведение психолого-педагогических исследований с отцом ребенка;
  2. Беседа, наблюдение и проведение психолого-педагогических исследований с ребенком, наблюдение за совместной деятельностью ребенка с матерью и отцом.
  3. Наблюдение и проведение психолого-педагогических исследований с матерью ребенка.
  •  Средняя продолжительность обследования у родителей – 3 часа, у ребёнка - 30 минут.

При исследовании взрослых подэкспертных используются:

  1. Анализ представленных эксперту материалов.
  2. Клинико-психологическая беседа.
  3. Наблюдение в ходе беседы и совместной деятельности с ребенком.
  4. Метод цветовых выборов Люшера.
  5. Цветовой тест отношений А.М.Эткинда для изучения сознательных и частично неосознаваемых уровней отношений личности к членам семьи и другим значимым сторонам действительности.
  6. Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Компьютерный вариант (Козырева К.С.)
  7. Проективная методика «Семейная социограмма» (реальный и желаемый вариант) для выявления положения подэкспертного в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.
  8. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса в отношении как совместно проживающих детей, так и в отношении отдельно проживающих детей. Компьютерный вариант обработки.
  9. Проективная методика «Человек под дождем» (или на выбор «Несуществующее животное») для изучения личностных особенностей подэкспертных.

При исследовании несовершеннолетнего используются:

  1. Клинико-психологическая беседа.
  2. Наблюдение за девочкой в ходе беседы, выполнения заданий, взаимодействия с матерью и отцом во время их совместной деятельности.
  3. Методика Слоссона на исследование уровня интеллекта.
  4. Невербальные субтесты Векслера («Недостающие картинки», «Кубики Косса», «Целое и части»).
  5. Метод цветовых выборов М. Люшера.
  6. Цветовой тест отношений А.М. Эткинда для изучения сознательных и частично неосознаваемых уровней отношений личности к членам семьи и другим значимым сторонам действительности.
  7. Проективная методика «Волшебная семья» для исследования детско-родительских отношений, восприятия ребенком семьи (Балькова Вероника).
  8. Проективная методика «Семейная социограмма» (реальный вариант) для выявления положения подэкспертного в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.

Далее психологом изучаются материалы судебного дела, производится обработка результатов исследования, их качественный и количественный анализ, интерпретация данных и осуществляется подготовка заключения.

Стоимость психолого-педагогической экспертизы зависит от количества вопросов и количества участников. Средняя стоимость 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей. Срок проведения психолого-педагогической экспертизы в САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ЦЕНТРЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ составляет от 5 до 20 рабочих дней.

  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ обладает ведущим психолого- педогогическим экспертом – Куликовой Марией Викторовной, имеющей высшее психологическое образование, по специальности: «Психология», квалификация: «Психолог. Преподаватель» (диплом с отличием ИВС 0039757, Санкт-Петербургский государственный университет, 2003г.); имеющей высшую квалификационную категорию по должности «педагог-психолог» c 2007 года (подтверждена согласно распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 06.02.2017 №344-р); имеющей первую квалификационную категорию по должности «методист» (согласно распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.07.2019 №1985-р), получившей повышение квалификации по программе «Актуальные вопросы современного образования» модуль «Мнемотехника в образовательном процессе в условиях ФГОС» (ГБУ ДПО ИМЦ Петроградского района, 2018), «Актуальные вопросы современного образования» модуль «Современные информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности педагога» (ГБУ ДПО ИМЦ Петроградского района, 2019), «Инструментарий реализации ФГОС: педагогические и компьютерные технологии» (АНО «Центр ДПО «АНЭКС», 2018); «Судебная и внесудебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений» (Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования, 2017); «Профилактика аддиктивного поведения молодежи» (МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015); «Современные подходы в организации образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды» (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, далее СПбАППО, 2013); по программе «Инновационные и арт-педагогические технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних» (СПбАППО, 2011); по программе «Система профилактики наркозависимости в образовательном пространстве района» (СПбАППО, 2011); по программе «Психологическая помощь при суициде, переживании болезни, горя, утраты»» (СПбАППО, 2011); по программе «Вопросы формирования установок толерантного сознания» (ГОУ ВПО РГПУ им. А. И. Герцена, 2010); получившей дополнительное образование по программе «Внедрение единого порядка межведомственного взаимодействия специалистов при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, в Санкт-Петербурге» (АНО дополнительного образования «Ресурсный центр «Врачи детям», 2012), участник семинара "Работа психолога на следственных действиях с участием несовершеннолетних" (СПб ГБОУ СО социальный приют для детей «Транзит», 2019), слушатель лекции «Специфика последствий сексуального насилия над детьми и подростками» (СПб ГБОУ СО социальный приют для детей «Транзит», 2019), имеющей опыт работы более 19 лет (включая проведение научных исследований, публикаций, психологическое консультирование, проведение психолого-педагогических обследований и составление заключений на их основании), опыт экспертной деятельности – 5 лет.

Ждем Ваших обращений, будьте в руках профессионалов!            

Бесплатная консультация

Заполните форму и получите ответ по телефону или электронной почте. Консультация бесплатна
Как к Вам обращаться?
Телефон
Email
Обращение
Отправить

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКСПЕРТИЗ СПбЦСЭ